Приобретение материалов и выбор КОСГУ: новые разъяснения Минфина России

 

Приобретение материалов и выбор КОСГУ: новые разъяснения Минфина России

priobretenie-materialov-i-vybor-kosgu-novye-razyasneniya-minfina-rossii

Приобретение материалов и выбор кодов КОСГУ — тема острая и интересная. И в первую очередь потому, что каждую ситуацию под нормы действующего законодательства «подогнать» получается не всегда. Спорные мнения, неоднозначные вопросы. В таких случаях на помощь бухгалтеру приходит Минфин России, который своими письмами расставляет точки над i.

В очередной статье мы рассмотрим разъяснения Минфина России 2020 года относительно выбора кодов КОСГУ при приобретении материальных запасов.

Принцип выбора КОСГУ

Мы вместе с вами прошли нелегкий путь выбора кодов КОСГУ при приобретении материальных запасов. Сначала мы пытались самостоятельно интерпретировать формулировки Порядка № 209н*(1), ориентировались на письма Минфина России, а потом дождались официально сформулированного принципа — код КОСГУ для отнесения расходов по матзапасам нужно выбирать, исходя из их целевого (функционального) назначения*(2). Об этом подробно мы уже рассказывали вам в статье «Приобретение материалов с 2019 года: какой код КОСГУ применить».

Но жизнь диктует свои правила и провоцирует все новые ситуации, в которых сложно сделать правильный выбор. Например, сейчас актуально проведение мероприятий по профилактике и противодействию распространения коронавирусной инфекции, которые подразумевают приобретение материальных запасов. Как в такой ситуации применять принцип функционального назначения при выборе КОСГУ? Или учреждение покупает ветеринарные препараты, одноразовую одежду. Рассмотрим эти случаи подробнее.

Выбор КОСГУ для масок, перчаток, антисептиков в целях профилактики COVID-19

В рамках мероприятий по профилактике и противодействию распространения COVID-19 учреждения закупают различные материальные ценности: бесконтактные измерители температуры, дезинфицирующие средства, антисептики, диспенсеры для антисептических средств, облучатели (облучатели-рециркуляторы) бактерицидные, маски, латексные перчатки, бактерицидные лампы и др.

Читать статью  УСЛУГИ ПО УСТАНОВКЕ САНТЕХНИКЕ И ЕЕ РЕМОНТУ

Обратите внимание: среди перечисленного есть имущество, которое удовлетворяет критериям отнесения к основным средствам*(3). Например, бесконтактные измерители температуры, диспенсеры для антисептических средств, облучатели (облучатели-рециркуляторы) бактерицидные. Срок их полезного использования составляет более 12 месяцев. Соответственно, расходы на их приобретение относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Еще по теме: Бюджетная классификация в 2019 году: примеры

Когда же речь заходит о выборе кода КОСГУ для объектов, приобретаемых в целях профилактики и противодействия распространения короновирусной инфекции и относящихся к материальным запасам, возникает выбор между подстатьями 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» и 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ.

Итак, цель приобретения масок, перчаток, антисептиков — профилактика COVID-19. Значит, расходы относятся на код 346 КОСГУ. Пример: орган власти (местного самоуправления) приобретает для своих сотрудников дезинфицирующие средства, антисептики, маски, латексные перчатки в целях профилактики случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (письмо Минфина России от 06.04.2020 № 02-08-10/27111).

Напомним, что подстатья 341 КОСГУ применяется, когда речь идет о медицинских изделиях, медицинском инструментарии, используемом в медицинских целях для оказания медицинских услуг. Например, если термометры (срок полезного использования которых менее 12 месяцев), бактерицидные лампы, дезинфицирующие средства, антисептики, маски, латексные перчатки приобретаются медицинским учреждением в целях оказания медицинской помощи (медицинских услуг)*(4), то расходы относятся на подстатью 341 КОСГУ.

Интересно также, что если медицинское учреждение приобретает в рамках одного договора указанные материальные запасы как в целях оказания медицинской помощи, так и для общехозяйственных нужд учреждения, в том числе для посетителей учреждения, то расходы на оплату такого договора также подлежат отражению по подстатье 341 КОСГУ (письмо Минфина России от 06.04.2020 № 02-08-10/27111).

Читать статью  18 лучших производителей сантехники

Выбор КОСГУ при приобретении ветпрепаратов

Рассмотрим ситуацию: учреждение приобретает ветеринарные препараты и перевязочные средства (вату, марлю, бинты и т. д.) для оказания ветеринарных услуг в медицинских целях. На какую подстатью КОСГУ отнести расходы? Выбор осуществляется опять между кодами 341 и 346 КОСГУ.

С одной стороны, Минфин России в письмах*(5) указывал, что подстатья 341 КОСГУ применяется, когда речь идет о медицинских изделиях, медицинском инструментарии, используемом в медицинских целях для оказания медицинских услуг. В рассматриваемой же ситуации речь идет об оказании ветеринарных, а не медицинских услуг. Это и порождает сомнение в использовании кода 341 КОСГУ.

В то же время в описании подстатьи 341 КОСГУ в Порядке № 209н*(6) указано только на применение в медицинских целях. Кроме того, Минфин России в письмах от 24.01.2020 № 02-08-10/4318, от 02.04.2020 № 02-06-03/26307 прямо указывает на использование подстатьи 341 КОСГУ при приобретении ветеринарных препаратов и перевязочных средств для оказания ветеринарных услуг в медицинских целях.

Еще по теме: Определение размера крупной сделки в бюджетных учреждениях с 01.01.2019

Иные письма Минфина России по выбору КОСГУ для материальных запасов

Кроме писем Минфина России, которые разъясняют новые ситуации по выбору кодов КОСГУ или сложные случаи, есть и такие, которые только подтверждают сложившуюся уже практику выбора КОСГУ.

Например, в письме от 24.01.2020 № 02-08-10/4318 указано, что расходы по приобретению одноразовой одежды в качестве средств индивидуальной защиты следует отражать по подстатье 345 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря» КОСГУ.

А в письме от 20.03.2020 № 02-08-03/22042 еще раз конкретизировано, что расходы по приобретению санитарно-технических и электротехнических материалов, используемых при осуществлении строительных работ в рамках текущего ремонта относятся на подстатью 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ. Ключевыми для применения кода 344 КОСГУ в данной ситуации являются цели «для текущего ремонта» и «для строительных работ».

Читать статью  Специалисты, которые не подведут

Принадлежность этих материальных ценностей к строительным работам можно проследить и согласно п. 118 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н: санитарно-технические и электротехнические материалы поименованы как один из видов строительных материалов. Данная логика выбора кода КОСГУ применяется и для приобретения таких материальных запасов при проведении работ хозяйственным способом.

Итак, мы рассмотрели размещенные в 2020 году на дату написания статьи письма Минфина России, касающиеся выбора кода КОСГУ при отнесении расходов на приобретение материальных запасов. Как видно, эти письма вносят ясность, описывают новую ситуацию или просто подтверждают уже сложившуюся практику применения кодов КОСГУ.

______________________________
*(1) Порядок, утв. Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н).
*(2) Подпункт 11.4 Порядка № 209н.
*(3) Критерии отнесения имущества к основным средствам сформулированы в п.п. 38, 39, 45 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, п.п. 7, 8 Федерального стандарта «Основные средства», утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н.
*(4) Смотрите письма Минфина России от 06.04.2020 № 02-08-10/27111, от 26.07.2019 № 02-08-05/56168, от 09.08.2019 № 02-08-10/60687.
*(5) Смотрите письма Минфина России от 26.07.2019 № 02-08-05/56168, от 09.08.2019 № 02-08-10/60687.
*(6) п. 11.4.1 Порядка № 209н.

Источник https://grnt.ru/blog/priobretenie-materialov-i-vybor-kosgu-novye-razyasneniya-minfina-rossii/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *