Ипотечная сделка с поддельным согласием супруга: основание для расторжения.

 

Верховный суд РФ поддержал жительницу Дагестана, чей муж тайно взял ипотеку под залог дома и участка, где проживала семья. О кредите супруга она узнала только через 9 лет после сделки, когда за просрочку платежей банк обратил взыскание на залоговый объект. На судебное разбирательство обратил внимание портал Право.ru.

Женщина обратилась в районный суд, чтобы признать сделку мужа недействительной. Почерковедческая экспертиза выявила, что необходимое для ипотечной сделки нотариальное согласие супруги было подделано. Судья признал правоту истицы.

Однако республиканский верховный суд отказал ей в иске на основании ст. 253 Гражданского кодекса, поскольку в банке не знали, что документ фальшивый. С таким решением согласился и кассационный суд.

Отстоять права супруги помогла высшая судебная инстанция РФ. Рассмотрев жалобу, судья установил, что местные суды не приняли во внимание норму Семейного кодекса об обязательстве заемщика получить нотариальное согласие на распоряжение общим имуществом.

В определении по делу N 20-КГ21-4-К5 вместо ст. 253 ГК Верховный суд РФ сослался на ст. 35 Семейного кодекса. Тот факт, что банк знал или должен был знать об отсутствии такого согласия, доказывать не требуется, следует из нее. Прежние судебные решения были отменены, и дело направили на апелляцию повторно – уже с учетом позиции ВС. В дальнейшем при разбирательстве подобных дел суды по всей стране будут учитывать эту правоприменительную практику.

Источник